После восстановления государственной независимости в 1991 году Азербайджан начал реализовывать суверенные права и вести самостоятельную политику в сфере экономики. Главным направлением этой деятельности стали создание системы экономики, основанной на различных формах собственности, переход к рыночным отношениям и интеграция в мировую экономику.
Экономическое развитие со времени приобретения независимости по сей день можно разделить на два основных этапа. Первый, охватывающий 1991-1995 годы, явился периодом хаоса или упадка, второй, период макроэкономической стабильности и динамического развития экономики, начавшийся с 1996 года и продолжающийся по сей день.
В результате дальновидной политики и напряженного труда общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева, несмотря на тяжелый исходный рубеж за короткий исторический период после восстановления государственной независимости удалось добиться очень больших успехов в социально-экономическом развитии страны и интеграции в мировую хозяйственную систему. Самое большое достижение заключается в том, что в результате осуществленного в этот период в стране процесса независимого государственного строительства возникала новая по сути развития и экономических реформ модель - Азербайджанская модель.
Знаменателен тот факт, что официальной основой реализации вышеупомянутой модели на втором этапе экономического развития стали принятые в Азербайджанской Республике политические документы (концепции, стратегии и программы) - ("Программа Государственной помощи малому и среднему предпринимательству в Азербайджане (1997-2000 гг.)", "Государственная Программа развития малого и среднего предпринимательства в Азербайджанской Республике ()", "Государственная Программа развития машиностроительной промышленности в Азербайджанской Республике ()", "Государственная Программа развития аграрного сектора в Азербайджанской Республике ()", "Концепция демографического развития Азербайджанской Республики", "Государственная Программа по развитию в одах туризма в Азербайджанской Республике", "Государственная Программа по сокращению бедности и экономическому развитию ()", "Государственная Программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики ()" и др.), а также ряд находящихся на стадии разработок ("Стратегия занятости Азербайджанской Республики", "Интегрированная стратегия торговли и инвестирования по ненефтяному сектору" и др.).
Одним из важнейших направлений экономической политики Азербайджанской Республики явилась подготовка нефтяной стратегии независимого государства, автором которого стал общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев. Реализация стратегии началась с заключения на 30 лет соглашения о совместной эксплуатации месторождений "Азери", "Чыраг" и глубоководной части "Гюнешли" в азербайджанском секторе Каспийского моря и долевом распределении добытой нефти, заключенного между Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики и 12 известными нефтяными компаниями (Амоко, БП, МакДермотт, Юникал, ЛУКойл, Статойл, Эксон, Туркия петроллары, Пензойл, Иточу, Ремко, Делта) из ряда стран (США, Великобритания, Россия, Турция, Норвегия, Япония, Саудовская Аравия).
День 20-го сентября 1994 года золотыми буквами вписался в новейшую историю независимой Азербайджанской Республики и навсегда останется в памяти нынешнего и будущих поколений. Подписание и реализация соглашения, в настоящее время известного во всем мире как "Контракт века", являются наглядным свидетельством претворения в жизнь новой нефтяной стратегии, разработанной Гейдар Алиевым и составляющей концепцию экономического развития независимого Азербайджана.
29-го декабря 1999 года общенациональный лидер Гейдар Алиев подписал Указ "О создании Государственного Нефтяного Фонда Азербайджанской Республики".
Основный смысл философии создания Нефтяного Фонда заключается в обеспечении справедливого распределения между поколениями нефтяных богатств, дарованных азербайджанскому народу Всевышним. Если одной из целей, поставленных перед Фондом, является сосредоточение и преумножение получаемых от продажи нефти доходов для будущих поколений, то другой - использование этих доходов на благо нынешних поколений с учетом удовлетворения текущих социальных нужд страны, прогресса и потребностей развития экономики.
На основе мудрого решения великого лидера Гейдара Алиева первые средства Нефтяного Фонда были использованы для финансирования мероприятий, направленных на улучшение социально-бытовых условий самой обездоленной и социально уязвимой категории граждан- беженцев и вынужденных переселенцев.
В результате широкомасштабных, фундаментальных реформ, проводимых в экономике страны, в 1995-2004 годах удалось добиться ощутимых результатов в области промышленности. Контракты о совместной деятельности по нефте- и газодобыче, заключенные с крупными компаниями развитых стран 20 сентября 1994 года дали мощный импульс ускоренному развитию нефтяной и газовой промышленности. Наблюдается рост промышленного производства. Можно сказать, в результате ощутимого прогресса во всех сферах производства, в т.ч. нефтяной и газовой, химической и нефтехимической, машиностроительной и металлообрабатывающей, производстве строительных материалов существенно выросло производство продукции. Отметим, что наряду с добывающей, развитие получило также и перерабатывающая промышленность. За последние шесть лет в перерабатывающих отраслях производство продукции выросло в 1,5 раза, в т.ч. в пищевой промышленности - на 43%, производстве изделий из дерева в - 2 раза, производстве бумажных изделий - на 30%, выпуск химической продукции - в 2,5 раза, производстве стройматериалов - в 5 раз, металлургии - в 3 раза.
В 1993-2003 годах открыто более 3 тысяч новых предприятий и по состоянию на 1 января 2004 года их численность составила 5536. В результате выработанной общенациональным лидером политики "открытых дверей", которая продолжает осуществляться по сей день, численность действующих в стране иностранных и совместных предприятий выросла в 3 раза. В настоящее время в Азербайджане действует 192 предприятия с иностранными инвестициями, представляющими 63 государств мира. В них открыты тысячи рабочих мест. 74% инвестиций, вложенных в национальную экономику в 2003 году, приходится на промышленность. Как свидетельство роста негосударственного сектора экономики следует рассматривать ощутимое увеличение хозяйственных субъектов новой формации, расширение и динамичное развитие малого предпринимательства, приток физических лиц в сферу бизнеса.
Немало работ проделано в направлении удовлетворения потребностей экономики и населения в энергоносителях. Ярким проявлением особого внимания Президента Азербайджана Ильхама Алиева к этой сфере является подготовленное Министерством Промышленности и Энергетики и утвержденная Указом Президента Азербайджанской Республики № 635 от 14 февраля 2004 года "Государственная Программа по развитию топливно-энергетического комплекса Азербайджанской Республики ()", которая обеспечит энергетическую безопасность страны и более эффективно удовлетворит растущие потребности в энергоносителях.
Сельское хозяйство, будучи во все времена основной отраслью экономики Азербайджана, играло важную роль в развитии страны и обеспечении населения необходимыми потребительскими товарами. Принятие в 1995-1996 годах Законов "Об основах аграрных реформ", "О реформировании совхозов и колхозов", "О земельной реформе" и других важнейших правовых актов позволили осуществить кардинальные изменения в агропромышленном комплексе. Так, впервые в пространстве Содружества Независимых Государств, в Законе "О земельной реформе" нашли отражение передача земли в частную собственность, ее купля-продажа.
В результате серьезных структурных преобразований в сельском хозяйстве были ликвидированы все, включая совхозы и колхозы, сельскохозяйственные предприятия, а их собственность была разделена между членами хозяйств. В государственной собственности было оставлено небольшое количество племенных, растениеводческих и такого рода иных хозяйств. Ускорение формирования в селе нового вида собственности - крестьянско-фермерской - создали благоприятные условия для лучшей организации сельскохозяйственных работ и развития аграрного сектора.
Осуществленные в аграрном секторе Азербайджана реформы по своему радикализму и темпу коренным образом отличались не только от реформ, в иных областях экономики страны, но существенно разнились и от реформ, которые были проведены в странах Содружества Независимых Государств. Кроме того, они сыграли особую роль в формировании в стране частной собственности и развитии предпринимательства. Реформы в банковской системе сыграли важную роль в искоренении недоверия к банкам, возникшее в первые годы независимости. В стране началась работа по современному банковскому строительству, осуществлены мероприятия по формированию двухступенчатой банковской системы, укреплению банков, увеличению их уставного капитала. Не сумев наладить работу и не выдержав конкуренции в условиях свободной рыночной экономики, самоликвидировались слабые банки. Хотя численность банковских учреждений в стране уменьшилось в 4 раза, однако совокупный их капитал вырос в 5 раз.
Одним из факторов, обеспечивающих экономическое развитие, является динамика капиталовложений. Так, направленные на капиталовложение инвестиции, наряду с ростом производства, служат строительству и сдаче в эксплуатацию новых предприятий, объектов образования, здравоохранения, жилья и иных объектов социального назначения, созданию новых рабочих мест. По этой причине, в экономической политике Азербайджанской Республики увеличение с каждым годом объема привлекаемых инвестиций, в т.ч. иностранных, занимает один из первостепенных мест.
После восстановления Азербайджаном независимости важное значение во внешней экономической политике уделялось связям с международными финансово-кредитными и экономическими учреждениями. За истекший период проделана существенная работа в этом направлении. Азербайджан является членом, можно сказать, всех авторитетных международных структур, в т.ч. с 1992-го года - Международного Валютного Фонда, Всемирного Банка, Европейского Банка Реконструкции и Развития, с 1999-го года - Азиатского Банка Развития, и постоянно проводит консультации с этими структурами по экономическим проблемам, вопросам перехода на рыночную экономику, пользуется их финансовыми ресурсами.
Таким образом, результаты успешно осуществленных за короткий промежуток времени во всех отраслях экономики страны реформ еще раз наглядно свидетельствуют о верной экономической политике, настойчиво претворяемой в жизнь руководством Азербайджанской Республики.